Польза рисования для детей
1. Формируется самоидентификация, самовыражение у детей — «я тот, кто рисует». Здесь важно, что он не только тот, кто только «хочет или не хочет», а ещё и тот, кто «умеет что то, и делает». И это формируется с самых малых лет. Человек привыкает к тому, что он может идентифицировать себя через действие, через дело.
2. Во время рисования активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга. Более активно создаются межполушарные связи. Активны и правое и левое полушария.
3. Когда ребёнок рисует, в конце концов, он получает результат. Ребёнок в процессе рисования экспериментирует, играет, и у него получается рисунок – конечный, видимый всеми результат его деятельности. Если же он играет с игрушками, видимого результата его деятельности нет. Поиграл, куча игрушек осталась. Никакого результата, кроме разбросанных игрушек. А здесь в конечном итоге, помимо формирования навыка обращения с новыми предметами, вырабатывается ориентация на результат.
4. Следующий момент достаточно понятный – ребёнок благодаря занятиям живописью приобщается к общечеловеческой культуре. Если мы говорим с ним об этом, показываем произведения искусства, картины, мы тем самым показываем значимость искусства и культуры в целом для нас и для других людей. Прицепляем «вагончик» — ребёнка — к этому «паровозику» — культуре.
5. У ребёнка появляется большее количество интересов. Люди с малым количеством интересов, чаще подвержены депрессиям, больше склонны к асоциальному поведению. Частые причины капризов детей – это «нечего делать», «не умею ничего делать», «не умею выражать свои эмоции, чувства».
6. Плюс к этому идёт структурирование времени. «Я могу себя чем-то занять» — для ребёнка это тоже важно, потому, что ему тогда не скучно. Ребёнок в процессе занятий учится структурировать своё время.
7. У ребёнка формируется творческий подход к реальности. Почему, откуда берётся творческий подход к реальности, если человек рисует? Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов, а значит, учится вариабельности.
8. У него совершенствуется воображение и пространственный интеллект. Большинство людей, не приобщённых к искусству, видит всё достаточно плоско.
9. Следующий важный аспект – у детей, которые занимаются рисованием, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети – чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать и свою жизнь и деятельность более эффективно, простраивать их на большие промежутки времени, чем кинестетики. Как звучат фразы: «Перспективу я вижу» или «я чувствую перспективу»? Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.
10. В результате занятий нарабатываются визуальные стратегии поведения и множество новых поведенческих реакций. Сравните, «я чувствую и делаю» и «я вижу и делаю» или «я чувствую, вижу и делаю». Это соответствует разным отношениям к реальности, к жизни, и к своим действиям. При использовании только кинестетического канала восприятия и обработки информации возможности у ребёнка меньше и, зачастую, ему для того, чтобы думать, необходимо подвигаться.
11. Занятия живописью также являются важным элементом подготовки к школе. Помимо всего прочего, занятия способствуют также развитию мелкой моторики.
12. Плюс к этому, так как ребёнок сидит и выполняет свою работу какое-то время, сидя за столом, и делает это с интересом, то он постепенно привыкает к дисциплине.
13. Важно правильное проведение занятий. Если человек, который проводит занятия, не показывает своего недовольства и не говорит ребёнку: «Вот ты всё неправильно нарисовал», а, напротив, поощряет его к самостоятельности, то ребёнок перестаёт бояться ошибок. Живопись – это сплошной эксперимент, и ошибок в нём быть не может по определению. Любые результаты в ней положительные, поскольку из «ошибки» можно всегда сделать нечто удивительное. «Ошибка» — это начало нового эксперимента. Ребёнок проводит эксперимент, значит, он творчески подходит к делу, развивает свою креативность, познаёт многообразие мира. В таких условиях ребёнок становится более восприимчивым к новому, и, значит, становится более успешным в обучении.
14. Потом – умение интерпретировать то, что получилось.
15. А раз ребёнок уже умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться и ассоциативное мышление.