Яванский батик.
Левченко Яна
31 марта 2017
Яванский батик приводит в восторг весь мир, почему же?
Для индонезийца батик такая же обычная вещь, как для нас платье или костюм. Ведь батик — традиционная одежда жителей Явы, Бали и других островов Индонезии. Причем носят ее и мужчины, и женщины, драпируя кусок материи наподобие юбки от талии до лодыжек. Если ткань не сшита, одежда называется «каин-батик», если полотно сшито с одного бока, напоминая прямую юбку, это «саронг».
Само слово «батик» — яванского происхождения, в переводе значит «рисование горячим воском». Не правда ли, образно и точно, ведь речь идет об оригинальном способе украшения тканей путем нанесения узоров растопленным воском с последующей окраской тех участков полотна, которые остались незакрытыми.
Каждый батик имеет свое название. Уникальный старинный батик украшен орнаментом, в котором нашли отражение древнейшие представления яванцев о мире. На фрагменте изображен мифический «Корабль Мертвых», что перевозит души в страну вечного цветения. Как олицетворение его посередине судна высится Древо Жизни. А белые холмики вокруг — символ мировой Горы, центра мироздания, где и растет легендарное древо.
Многие народы мира с глубокой древности развивали это искусство — индийцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего расцвета — редкостного художественного совершенства и исключительной технической изощренности — оно достигло именно на Яве.
Царственные павлины, как бы «проросшие» многочисленными побегами, которые тут же причудливо переплелись. Особый декоративный эффект батикам растительного стиля всегда придает сочетание ослепительно белого фона полотна и ярко-коричневого орнамента с синими прожилками.
Когда батик зародился в Индонезии — до сих пор предмет дискуссий. И хотя некоторые ученые говорят даже о первых веках нашей эры, наиболее достоверные источники называют другую дату — XIV столетие. Временем же повсеместного распространения батика на Яве стал, по-видимому, XVII век, когда здесь был изобретен «чантинг» — оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой.
Словосочетание «удан-лирис» переводится как «моросящий дождь». Это название узора, в котором поражает высочайшее мастерство яванских батиковщиц. Довольно мелкие детали, а их бесчисленное множество, исполнены вручную. И все они расположены так, что создают диагональный ритм, наводящий на мысль о косых струях мелкого дождя.
Здешняя техника ручного батикования с помощью чантинга уникальна. Достаточно сказать, что на изготовление одного батика размером приблизительно 250×105 см затрачивают от десяти дней до двух лет — в зависимости от характера задуманных узоров и особенности цветовых сочетаний. Долгий срок обусловлен также применением натуральных красителей. Они очень медленно дают красящий эффект, причем только с помощью кислорода, что вызывает необходимость многократного погружения тканей в красящий состав (до 10 раз в день) с последующей просушкой на свежем воздухе.
А вот батик «чап» выполняется уже с помощью штампа. Узор «паранг» — один из самых древних и популярных в декоративном искусстве Индонезии. Его основу образуют непрерывные извилистые острия здешних ритуальных кинжалов-крисов с «пламеневидными» клинками.
В наше время ручная техника батикования почти полностью вытеснена на Яве методом штампования «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонких проволочных нитей опускают в восковой состав и затем плотно прижимают к полотну. В полученный контур орнамента заливают краску — и все. Понятно, то такой способ резко ускоряет и удешевляет весь процесс производства: можно делать до 20 кусков батика в день!
Искусство батика распространено на Яве повсеместно. Но наиболее древние центры расположены в окрестностях Муракарты и Джокьякарты, где изготовляют самые красивые и дорогие батики. Их отличает особое колористическое благородство: бархатные темно-коричневые тона, глубокие темно-синие и естественный кремово-белый цвет хлопчатобумажного полотна.
Узоры яванских батиков на редкость разнообразны — их более десяти тысяч, причем многие весьма древнего происхождения. Бесчисленное количество орнаментов можно свести к трем группам. К первой относятся геометрические, ко второй — растительные, а третья образована узорами растительного характера вперемешку с фигурами животных, птиц и другими изобразительными мотивами.
Наиболее интересны мифологические изображения: «Корабль Мертвых», «Древо Жизни», «Крылатый храм»… Или орнамент с красивым таинственным названием «Гаруда-сават» — символическое изображение легендарного «солнечного» орла Гаруды. Согласно индуистской мифологии, он, так сказать, верховная птица божества Вишну, охраняющего мир от бед.
И символично, что этот древний узор является центральным мотивом государственного герба Индонезии — страны самых красивых в мире батиков.
Ткани и материалы
Нитки
Швейная фурнитура
Ленты
Тесьма
Резинка
Кружево
Украшения
Аппликации пришивные
Бантики пришивные
Помпоны
Термоаппликации
Все для шитья
Бахрома
Бельевой поролон
Вешалки
Горячие ножницы
Иглы для БШМ
Иглы для ПШМ
Иглы швейные
Калька для кроя
Канитель
Красители для ткани
Подвязы трикотажные
Прессы механические
Стразы
Стропа
Шнур круглый
Шнур плоский
Шнурки
Шпагат
Иглы
Ножницы
Вязание
Пряжа для вязания
Спицы
Аксессуары
Крючки для вязания
Мельницы для вязания
Наборы для вязания
Наборы крючков для вязания
Наборы спиц
Нитки для вязания
Органайзеры для вязальщиц
Помпоны